Asia (tupaia) wrote,
Asia
tupaia

Быть Учителем и Учеником

Оригинал взят у nutcracker в Быть Учителем и Учеником
Оригинал взят у rubstein в Быть Учителем и Учеником

Людей от животных, в числе прочих характеристик, отличает возможность и способность осознанно передавать конкретный накопленный опыт в вербальной форме. Обучаемость свойственна всем видам: через подражание, через выбор опытным путем, через полевое взаимодействие частиц - этими путями развивается эволюция. У человека есть речь.
Это уникальный инструмент: кодирование информации в смысловые формы, доступные для понимания другим.
Через этот канал мы способны учиться быстрее, осмысляя опыт и передавая его другим.
Однако сам инструмент - кусок железа в руках дикаря. Речью можно информировать, но не научить.

Навыки учителя - подобрать или изобрести такую форму для ученика, чтобы он мог воспринять знание. То, что необходимо ученику - это дать учителю знать, что с ним работает, а что нет.
Ученик - это не пассивная позиция, а активная. Ученик сам определяет свое направление, сам выбирает учителя, сам идет к учителю, сам трудится над осознаванием себя и строит обратную связь учителю, давая учителю знать, как учитель воздействует на ученика и к чему это приводит.

В этом сотрудничестве рождается и бесконечно совершенствуется уникальная форма взаимодействия, которая работает для этой кнкретной пары учитель-ученик.

В этом свете конфликты между духовными, психологическими, философскими школами - это абсурд. У каждого ученика свой учитель, подходящий именно ему. У каждого учителя свои ученики, которых он понимает, и которые понимают его. Это уникально и не зависит от метода, школы или направления.
Бывает, что с одним и тем же учеником сегодня работает одно, завтра - другое. Бывает, что в этих конкретных отношениях работает только этот язык, и никакой другой, в силу личностных особенностей как ученика, так и учителя. С одним человеком я работаю как коуч, с другим как консультант, с третьим как телесный или спортивный тренер, с четвертым как философ, с пятым как тантрист, с четвертым как арт-терапевт, и так далее. Бывает, что сегодня мы разбираемся с правилами, завтра делаем исследование, а послезавтра экспериментируем. И здесь могут быть использованы самые разные инструменты. И все они подбираются, как ключи, каждый раз заново. Ничто не является точно таким же, как было вчера. Поле не повторяется (см. Теорию поля, М. Парлетт).

Тем бредовее выглядят конфликты между представителями разных направлений за право считаться лучшим или наиболее эффективным. Примечательно, что (цитата, не помню, чья) "начинающие представители одного и того же направления гораздо меньше похожи друг на друга, чем опытные мастера разных направлений". И конфликты и противоречия организуют не мастера.
Этим я не хочу обесценить начинающих, я лишь описываю процесс. Дифференциация, то есть обнаружение отличий себя от других, и нахождение "своей" аудитории является неизбежным и необходимым этапом роста, мимо него нельзя пройти. Но лишь этапом.
Это в той же мере относится к любым профессиональным и социальным группам.
Процитирую еще Боба Резника: "Конфликты рождаются не там, где есть отличия. А там, где идет борьба с отличиями". Борясь за то, чтобы быть одинаковыми, мы устраиваем войны. Мир там, где разрешено быть разными.

Если учитель требует ученика отказаться от своего опыта, мыслей и взглядов, и следовать его, учителя, видению - это не учитель.
Если ученик не готов услышать другие точки зрения, кроме своих - он не ученик.
Если учитель дает, не интересуясь, съедобно ли это ученику - это хреновый учитель.
Если ученик не выбирает сам блюда с того шведского стола, что дает учитель, а ждет, что его накормят, угадав его потребности - это хреновый ученик.
Это креативное, всегда совершенствующееся, сотрудничество, за качество и результат которого отвечают оба в равной степени.
И первой задачей в этом процессе является взаимный труд по установлению диалога (а не монолога) "пинг-понг", поиску взаимнопонятного языка и совместной организации исследования и эксперимента.

Начинающие учителя часто упускают момент индивидуального восприятия ученика и дают материал без учета особенностей и контекста жизни ученика. Я, например, не люблю, когда тренеры мне начинают объяснять анатомию тела или принципы работы мышц, или давать метафоры на эту тему. Это тратит мое время и расфокусирует мое внимание - я и так это знаю. Мне нужны четкие задания: делай раз, делай два. А другому человеку эта информация нужна позарез. Без учета контекста труды учителя бесполезны.

Posted via LiveJournal app for iPad.



  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments